Уважаемые родители, в нашей гимназии, как во всех школах Республики Беларусь, проводится психосоциальное анкетирование
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.
Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления психоактивных веществ (наркотиков, токсических веществ и т.д.) являются:
- получение объективных данных распространенности потребления психоактивных веществ среди обучающихся;
- определение «группы риска» из числа обучающихся для проведения вторичной профилактики;
- повышение мотивации обучающихся «группы риска» на необходимость прохождения медицинского осмотра.
Процедура психосоциального анкетирования
Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.
В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.
Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:
старшая группа –16-18 лет;
средняя группа – 14-15 лет;
младшая группа – 11-13 лет.
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте.
Диагностический инструментарий психосоциального анкетирования обучающихся 11-18 лет на предмет употребления психоактивных веществ включает:
- анкету и опросник для обучающихся 16-18 лет,
- анкету для обучающихся 14-15 лет,
- анкету для обучающихся 11-13 лет.
Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.
Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя). При полученииположительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
Правила проведения психосоциального анкетирования
1. Для проведения психосоциального анкетирования обучающихся 11-13 лет необходимо согласие родителей в письменной форме, в возрасте от 14 лет и старше анкетирование осуществляется с согласия самих обучающихся.
2. Перед проведением анкетирования специалист учреждения образования проводит инструктаж (возможность изменения решения; необходимость своего ответа в строчке «Свой вариант ответа» и пр.).
3. Перед началом анкетирования необходимо выделить время для ознакомления обучающихся с вопросами.
4. При возникновении затруднений ответов на некоторые вопросы возможны комментарии специалиста или индивидуальная психолого-педагогическая поддержка.
5. Проведение и обработка результатов анкетирования возлагается на специалистов СППС учреждения образования.
6. Специалист обязан мотивировать обучающихся на качественное заполнение анкет и опросника.
Условия проведения психосоциального анкетирования
1. Корректное и уважительное отношение к каждому родителю/законному представителю и обучающемуся.
2. Создание в процессе проведения диагностики спокойной, доброжелательной обстановки.
3. Запрет в ходе заполнения анкет на взаимопомощь в подборе вариантов ответов, на общение между анкетируемыми.
4. Для получения более достоверных результатов о личных данных обучающихся целесообразно использовать код / шифр (номер группы (класса), номер по списку в учебном журнале).
5. Обеспечение руководителем учреждения образования сохранности письменных согласий на проведение опроса, результатов анкетирования, а также обеспечение конфиденциальности и невозможности несанкционированного доступа к ним.
6. Своевременное в корректной форме ознакомление родителей с показателями высокой степени риска ребенка.
7. Право родителей пройти рекомендованный опросник самостоятельно или с помощью педагога-психолога.
Каждый родитель хочет вырастить здорового ребёнка, поэтому семье и школе (педагогам) необходимо совместно вести работу по профилактике и недопустимости употребления детьми психоактивных веществ. Данная форма работы направлена на предупреждение употребления учащимися психоактивных веществ.
От вашего решения зависит возможность предупреждения формирования зависимого поведения вашего ребёнка.
Дополнительную информацию вы можете получить у педагога – психолога гимназии Русецкой М.Н.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
При отрицательном результате
Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.
Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:
1.Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!
Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
2.Будьте вместе со своим ребенком!
Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.
3.Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!
К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.
4.Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую
информацию.
Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!
При положительном результате
Вы испытываете:
-
чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»);
-
гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);
-
стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-наркомана...»);
-
страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.
ПОМНИТЕ!
Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.
1.Лучшая защита - это нападение.
Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.
2. Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.
Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку - бессмысленно.
3.Диагностика с применением тестов - это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.
ПОМНИТЕ!
Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.
КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
(для родителей и специалистов)
Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
-
Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
-
Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
-
После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
-
Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.
ПОМНИТЕ!
Определить, сформировалась зависимость или нет,может только специалист.
Не делайте скоропостижных выводов и неотчаивайтесь.
Вы все это знаете... Теперь главное - понять.Прочитайте еще раз.