Формы
организации аттестации педагогических работников
Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность.
В аттестации существенное значение имеют формы квалификационных испытаний. При этом очень важна ответственность аттестуемого за выбор формы квалификационного испытания, которая наиболее адекватна его индивидуальности. Педагогу в зависимости от категории, на которую он претендует, могут быть предложены следующие формы квалификационных испытаний:
№
|
Формы
|
Квалификационные категории
|
001щщ
|
щщ2ш
|
высшая
|
"учитель-
методист"
|
1
|
Представление индивидуального плана
и результатов профессионального развития
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Защита творческих разработок (комплекс
дидактических материалов, технологические карты,
планы учебных и факультативных
занятий, сценарии внеклассных мероприятий)
|
+
|
|
|
|
3
|
Творческий отчёт (презентация педагогического опыта)
|
|
+
|
|
|
4
|
Представление и защита опыта работы по избранной
педагогической (методической) проблеме (новшестве)
|
|
|
+
|
|
5
|
Защита авторской дидактической системы
|
|
|
|
+
|
6
|
Презентация дидактических и методических
материалов, характеризующих опыт работы
|
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Квалификационный экзамен
|
|
|
+
|
+
|
8
|
Мастер-класс (практическое обучение коллег
использованию рекомендуемых приёмов и методов)
|
|
|
+
|
+
|
9
|
Рефлексивная оценка результатов педагогической
деятельности
|
+
|
+
|
+
|
|
10
|
Рефлексивная оценка результатов экспериментально-
инновационной деятельности
|
|
|
|
+
|
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.